Вентиляционный дефлектор: что такое и как работает вытяжное устройство

Что представляет из себя оголовок дымохода

Конструкция стандартного выхода печной трубы, имеющего прямоугольную форму, достаточно несовершенна. Она не препятствует попаданию пыли и осадков в дымоход, а при большой ветровой нагрузке в трубе образуется обратная тяга дымовых газов, вызываемая повышенным давлением движущегося воздуха. Данные факторы могут значительно уменьшить срок эксплуатации дымохода.

Во избежание этого, к вершине выхода печной трубы прикрепляется оголовок. Существует большое количество вариаций форм и материалов изготовления этого изделия, но его неотъемлемой чертой является наличие защитного колпака, который возвышается над выходом трубы и защищает ее от попадания внутрь влаги и грязи.

Дефлектор, дымник, флюгарка, зонт, колпак – это синонимы понятию оголовка, но между некоторыми из этих наименований есть незначительные различия. Так, дефлектором называется изделие со встроенным диффузором, отвечающим за правильное распределение проходящих через трубу потоков воздуха. Он предотвращает образование обратной тяги при ветровой нагрузке и усиливает прямую тягу.

Зонт – это изделие, основной функцией которого является защита внутреннего пространства дымохода от попадания влаги и мусора. В отличие от дефлектора, он не всегда оснащается диффузором.

Флюгарка – это оголовок с установленным флюгером, определяющим направление ветра.

Некоторые виды оголовков оснащаются искрогасителями для предотвращения попадания вылетающих из трубы искр на кровельное покрытие. Самый простой способ установки искрогасителя – это монтаж металлической сетки между основанием оголовка и его крышей, которая заодно будет обеспечивать дополнительную защиту колпака от попадания мусора.

Как сделать турбодефлектор своими руками

турбодефлектор своими руками

Простая конструкция турбодефлектора легко собирается самостоятельно. Сначала делается чертеж. Вырезается картонная выкройка для каждого элемента. Бумага прикладывается к металлическому листу и обводится маркером. Затем вырезается деталь болгаркой или ножницами по металлу. Отверстия для болтового соединения сверлятся в нужных точках.

Расчет размера деталей:

  • высота изделия = 1,6 ширины трубы;
  • диаметр диффузора на 1,2 больше ширины трубы;
  • крышка равна по ширине 2-м диаметрам трубы.

Дефлектор Григоровича или обычная модель-флюгера лучше всего подходит для самостоятельной сборки.

Сначала изготавливается посадочная часть. В центре этой детали закрепляется вертикальная трубка, в которую вставляется подшипник. Она отвечает за вращение дефлектора. Трубка фиксируется к посадочной части 4-мя металлическими пластинами. Затем нужно вставить в подшипник металлический прут. Резьба нарезается на верхней части прута. Сверху на прут устанавливается верхний обтекатель. Это круглая металлическая пластина, которая должна быть на несколько сантиметров шире посадочной части. В центре обтекателя сверлится отверстие для крепления. Деталь можно зафиксировать обычной гайкой. Также подходят заклепки или сварка, но при самостоятельном изготовлении удобнее использовать болтовые соединения.

Затем изготавливаются одинаковые лопасти. Чтобы вырезать детали подходящей формы, нужно найти чертеж. После этого по краям лопастей делаются отверстия для крепления. Далее необходимо согнуть лопасти так, чтобы они все были одинаковыми. Для этого лучше изготовить шаблон.

Лопасти крепятся сверху к обтекателю, а внизу – к металлическому кольцу, диаметр которого немного больше посадочной части.

Турбодефлектор

Часто возникающей проблемой при строительстве газоотводящих каналов считается слабый уровень тяги. Некорректная циркуляция приводит к тому, что воздух из здания не выходит наружу. Дым от котла также способен попадать внутрь помещения. Чтобы избавиться от пробелмы нужно поставить на дымоход или вентилирующую конструкцию турбодефлектор.

Рассматриваемый элемент больше подходит для систем с естественным методом вентилирования. Прибор включает в себе несколько компонентов. Его структура включает в себе головку с лопастями, монтированную на основание посредством специальных подшипников, обладающим нулевым показателем сопротивления. Такая структура прибора позволяет ему крутиться со стабильной скоростью. Это свойство характерно даже для работы в условиях порывистого ветра.

Прибор имеет довольно интересный принцип действия. Потоки воздушных масс, направленные на лопасти, сдвигают с места головку изделия. Это приводит к разряжению среды внутри канала и улучшает показатели тяги. Чтобы турбодефлектор начал работать скорость движения ветра должна быть не меньше 0.5 м/с. Отзывы потребителей свидетельствуют о более высокой эффективности данного прибора, чем у его аналогов.

Ключевое свойтсво турбо дымоходов состоит в том, что вектор вращения головки прибора не меняется. С какой бы стороны не шли потоки воздуха, прибор крутиться в одном направлении

Это важно при создании отводящих конструкций газовых котлов и колонок. Даже при сильном воздействии ветра огонь в агрегате не погаснет.

Ротационные дефлекторы могут быть поставлены на каналы с разным сеченем.

Их ставят на основания такой формы:

  • плоской квадратной;
  • квадратной;
  • круглой.

Купить турбодефлектор можно для создания дымоходов котлов или вентилирующих конструкций. Турбину применяют как для жилых зданий, так и для промышленных сооружений. В сельском хозяйстве рассматриваемый прибор применяют для отведения газов и паров воды. Его также используют для экономии электрической энергии. Это позволяет сильно снизить энергетические издержки. Турбо вентиляция также годится для сооружений различных спортивных комплексов и бассейнов.

Рассматриваемые приборы с размером от одиннадцати до двадцати сантиметров ставят для модернизации вентилирующих конструкций погребов или ангаров. Для комнат с площадью до пятидесяти квадратных метров нужны турбодефлекторы от двадцати до тридцати двух сантиметров. Изделия с размером до шестидесяти восьми сантиметров применяют для больших зданий. Например, многоквартирных домов, складов и т. д.

Как сделать грибок на трубу своими руками

Самостоятельное изготовление колпака на дымоход – дело нелегкое. Если у вас нет особого опыта в этой области, можно для начала перенести чертеж на лист картона, вырезать его и продумать способы соединения и крепления. После того, как картина станет более-менее ясной, можно вырезать части из металла и приступать к сборке

Очень важно измерить дымоход точно и строго придерживаться измеренных величин при изготовлении

Вот один из чертежей дымника в виде небольшой скатной крыши. Угол определяется по формуле, которая указана на первом листе.

Чертеж колпака на дымоход

Чертеж колпака на дымоход

Порядок действий такой:

  • Заготовку из металла положить на стол лицевой стороной вверх, в указанном на чертеже месте, просверлить отверстие диаметром 3,5мм.
  • Погнуть деталь по всем пунктирным линиям на 90 о. Для этого лучше использовать листогиб. Тогда линии получатся четкие, без вмятин. Если такого устройства нет, придется применять подручные средства: кусок уголка закрепить на верстаке полкой вверх. Чтобы можно было согнуть сразу всю (или почти всю) линию, можно воспользоваться бруском.
  • Погнуть деталь по линиям «d». Угол определяется экспериментально: должен получиться цельный колпак. Конструкция должна быть ровной, без перекосов (поставьте ее на стол, чтобы проверить). Если все «сошлось», наметьте на нижнем ребре жесткости маркером точку через просверленное отверстие, накерните будущее отверстие, затем просверлите.
  • Соедините колпак и зафиксируйте заклепкой 3,2мм.
  • По линиям «а» и «b» подогните все так, чтобы можно было установить ножки.
  • По внешнему периметру трубы изготовьте основание колпака из уголков. Уголки располагайте так, чтобы один край упирался в кладку, а второй был сбоку. Подготовьте «ножки» для колпака. Соединяют все при помощи сварки.
  • Готовое основание нужно зачистить, покрыть антикоррозионным составом, затем покрасить в несколько слоев краской для наружных работ.
  • Соединить колпак с основанием.

Если изготовление квадратного дымника кажется вам сложным, может такой вариант будет легче. Его реализация будет совсем простой, если у вас есть кусок изогнутого листового металла подходящего размера. Если же имеется обычный лист, можно согнуть его на специальном устройстве (обычно есть у жестянщиков).

Дымник для изготовления своими руками

Порядок работы такой: готовите основание колпака из уголка по результатам измерений вашего дымохода. Уголок располагаете так, чтобы конструкция хорошо держалась: одно ребро опирается на край дымохода, другое охватывает его снаружи. Изготовьте ножки, которые будут поддерживать колпак и соединять его с основанием. Делайте их достаточно мощными, чтобы они могли противостоять ветровым нагрузкам и выдерживать снежную массу. Все части обработайте антикоррозионным составом и покрасьте. Соберите конструкцию в единое целое. Метод сбора зависит от материала.

Вот пример того, как изготовить дефлектор на металлическую трубу. У автора этого видео он установлен на вентиляционной трубе подвала, хотя подобную конструкцию можно использовать на металлической трубе от котла на твердом топливе.

В этом видео изготовление обычного зонта на трубу.

Всегда пожалуйста)) А как крепить колпак — зависит от материала трубы. Судя по тому, что развертка есть только на квадратную или прямоугольную — у вас труба кирпичная. Если так — можно флюгарку закрепить на дюбеля, да почаще. И не в шов, а только в кирпич. Если ветра сильные, можно сделать нижнюю часть, которая будет надеваться на трубу, широкой и крепеж бить не в один ряд, а в шахматном порядке: сверху-снизу. Если не угадали с материалом — отпишитесь.

Как изготовить козырек на дымоход

Прежде всего нужно выяснить внешние размеры оголовка, куда планируется крепить зонтик, а затем набросать от руки эскиз с изображением будущей конструкции. Для ее разработки воспользуйтесь простыми правилами:

  • габариты или диаметр изделия должен быть на 10 см больше размеров трубы, чтобы края выступали на 50 мм со всех сторон;
  • угол уклона скатов – от 30 до 45°;
  • минимальная высота от среза дымохода до грибка – 100 мм, как продемонстрировано на чертеже.

Помимо традиционного зонтика, есть и другие варианты конструкций – дефлектор и вращающийся флюгер – «подхалим». Первый позволяет реально усилить тягу за счет ветрового давления, создающего разрежение внутри цилиндрического корпуса, куда выходит дымовой канал. Зато в безветренную погоду данное приспособление не только теряет свои преимущества, но и ухудшает силу тяги в трубе, создавая повышенное сопротивление на выходе продуктов горения.

Схема работы дефлектора – ветер создает внутри колпака разрежение Насадка красивая, но не слишком эффективная и надежная

Полуцилиндрический флюгер, собранный из нескольких сегментов и вращающийся на специальном подшипнике, получил название «подхалим» благодаря способности поворачиваться за ветром. Если бы не высокая цена и сомнительная надежность подшипника, он стал бы идеальным колпаком для любого круглого дымохода, поскольку успешно защищает устье от задувания и осадков.

Флюгер хорошо помогает от задувания ветром, но от сильных порывов может сломаться

На изготовление дымоходных козырьков идут различные материалы – тонколистовая сталь с цинковым и полимерным покрытием, нержавейка и даже медь. Чтобы смастерить колпак на трубу своими руками, мы рекомендуем первые 2 варианта – оцинкованный либо крашеный металл толщиной не менее 0.5 мм.

Делаем простой круглый грибок

Для выполнения этой работы понадобятся обычные инструменты – ножницы по металлу, дрель, молоток и приспособление для постановки заклепок. Определив необходимые размеры грибка, действуйте в таком порядке:

  1. Завинтите в деревянную планку 2 самореза на расстоянии, равном радиусу изделия плюс 15 мм. Получите импровизированный циркуль, с чьей помощью наметите на металле центр круга и прочертите его контур.
  2. Обрежьте заготовку ножницами, а затем нарисуйте сектор с длиной дуги примерно 120 мм (фигура напоминает первый кусочек круглого торта).
  3. Вырежьте этот клин, после чего с усилием совместите внешние края круга и зафиксируйте их в тисках.
  4. Просверлите вдоль получившегося шва 3 отверстия и соедините концы детали заклепками либо винтиками М4 с гайками. Верхняя часть флюгарки готова.

Вычерчивание круга на листе оцинковки (слева) и соединение краев грибка (фото справа)

Ножки для грибка и опоясывающий трубу хомут делается из стальных полос, изготавливаемых путем изгибания тонкого листа в 2—3 раза. Эти детали также крепятся к зонтику заклепками, что наглядно продемонстрировано мастером на видео:

Watch this video on YouTube

Двускатный зонт прямоугольной формы

Для изготовления этой разновидности колпаков желательно воспользоваться станком — листогибом или обратиться за данной услугой в соответствующую мастерскую. В крайнем случае придется гнуть элементы вручную по линии, аккуратно пристукивая металл резиновым молотком на деревянном бруске.

Как и в предыдущем варианте, первым делом надо снять наружные размеры кирпичного дымохода, а затем рассчитать и зарисовать выкройку, как показано на чертеже. Здесь же приведены формулы для определения длины сторон элементов в зависимости от исходных габаритов трубы и высоты флюгарки.

Сборка рамы и монтаж стоек по углам, крепление производится заклепками

Изготовить колпак на трубу своими руками относительно просто – нужно раскроить металл согласно чертежу, согнуть по штриховым линиям и соединить детали заклепками. В качестве жестких стоек предлагается взять готовые уголки из крашеного металла толщиной 0.5—0.7 мм. Как происходит сборка двускатной флюгарки и козырька в виде крышки с проходом трубы, наглядно показано в видеосюжете:

Watch this video on YouTube

Дымники на кирпичные трубы и кованые колпаки на дымоход: особенности и цены

В интернете можно найти множество советов, как изготовить козырек на дымоход своими руками. Однако далеко не все хотят хлопотать об этом, и многие отдают предпочтение возможности приобрести уже готовое изделие.

Цены на колпаки для дымохода бывают самыми разнообразными, и купить дымник на трубу дымохода можно начиная от 700 рублей. При этом самый простой зонт на трубу дымохода купить будет стоить 300-400 рублей.

Если вы хотите купить дефлектор на трубу дымохода, который по-настоящему сможет стать украшением крыши, то придется потратить немало средств. Кованые дымники стоят от 7000 рублей и выше. Цена дымника на кирпичные трубы во многом зависит от его размеров, материала изготовления, а также сложности кованых элементов, которые бывают самыми разнообразными. Фото кованых дымников вы можете посмотреть на специализированных сайтах.

Кованый колпак на дымоход никогда не испортится и будет надежной защитой на протяжении многих лет.

Еще один достаточно дорогой, но очень красивый вариант – дымник флюгер. Он бывает самых разнообразных форм и размеров, и при этом отлично заменяет простой зонт на трубу дымохода. Многие умельцы считают, что используя чертежи, флюгер на дымоход своими руками сделать вполне возможно. Однако это требует немалого мастерства. Стоимость готового варианта обойдется в сумму от 5000 рублей.

В зависимости от предпочтений, вы можете купить готовый козырек на трубу дымохода или заняться самостоятельным изготовлением колпака на дымоход. В любом случае нелишним будет посмотреть фото дымников, которые представлены в продаже, чтобы получить общее представление об их разнообразии и назначении.

Монтаж дефлектора на трубу дымохода

Правильно установленный дефлектор позволяет дымоходу качественно и правильно работать. Принцип его действия основывается на использовании ветряных потоков в качестве дополнительного инструмента для усиления или выравнивания уровня тяги. Общепринятыми конфигурациями дефлекторов на дымовые трубы являются:

  • дефлектор типа ЦАГИ;
  • круглый дефлектор;
  • отражатель конструкции Григоровича;
  • дефлектор Н-образного и открытого типа.

Конструктивно такой элемент дымохода состоит из цилиндра нижнего типа, диффузора и зонтика. Он производится из оцинкованной стали, которая не подвержена коррозии. Ветряной поток сталкивается с дефлектором и огибает его целиком, что позволяет проникать воздуху в верхнюю часть изделия и усиливать тягу. Кроме того, происходит вытягивание застоявшегося в системе дыма.

Обратите внимание! Интенсивное перемещение воздуха в дефлекторе увеличивает тягу в несколько раз. В дымоходные и вентиляционные системы воздух проникает через специальные зазоры, находящиеся в верхнем цилиндре

Низовой ветер может затруднить отведение дыма и понизить тягу в трубе. Для борьбы с такими потоками дефлекторы оснащаются специальным устройством – осью на 2 подшипниках, которые расположены на различных уровнях. На нее устанавливается ширма, флюгерное полотно, крышка

В дымоходные и вентиляционные системы воздух проникает через специальные зазоры, находящиеся в верхнем цилиндре. Низовой ветер может затруднить отведение дыма и понизить тягу в трубе. Для борьбы с такими потоками дефлекторы оснащаются специальным устройством – осью на 2 подшипниках, которые расположены на различных уровнях. На нее устанавливается ширма, флюгерное полотно, крышка.

Существует несколько разновидностей дефлекторов, самый простой можно изготовить собственноручно

Можно изготовить самодельные дефлекторы на дымовые трубы, но, если конструкция будет некачественной, то работоспособность дымохода будет нарушена.

Функциональное назначение и технологические особенности

Задача любой вентиляционной системы – поддержание свежести атмосферы в доме, удаление посторонних запахов и веществ, не соответствующих санитарным нормам. Принудительная вентиляция редко применяется в жилых строениях. А для правильной работы естественного движения воздуха необходимо создание хорошей тяги в отводной воздушной магистрали. Она обеспечивается оптимальным расположением выходной трубы над крышей и правильным расчетом ее высоты.

Полная вентиляция дома должна выполнять следующие задачи:

  • проветривание всех помещений в здании;
  • отвод воздуха от бытовых приборов (газовых плит и котлов);
  • вентиляция канализационной магистрали.

Оптимально для каждой задачи создавать отдельный вентиляционный контур со своим выходом на крышу.

Функции домовой вентиляции

Схема устройства и принцип работы дефлектора

Для получения точного представления о том, что такое дефлектор и как он функционирует, разберем типовую схему его устройства. Главные части вентиляционной насадки:

  1. Диффузор – основание в виде усеченного конуса. Нижняя часть цилиндрической колбы насаживается на верхушку вентканала, выведенного через крышу. Именно в диффузоре происходит замедление воздушного потока и повышение давления.
  2. Зонт – верхний защитный колпак, прикрепленный к диффузору стойками. Элемент предотвращает попадание мусора в вентканал.
  3. Корпус – кольцо или обечайка. Видимая деталь дефлектора, соединенная с диффузором двумя-тремя кронштейнами. Плоскость корпуса рассекает воздухопоток и создает внутри цилиндра область пониженного давления.

В некоторых модификациях установлена сетка для задерживания мелкого мусора. Фильтрующая вставка несколько ослабевает тягу.

Конструкция дефлектора с входным патрубком: 1 – оголовок, 2 – диффузор, 3 – кольцо, 4 – кронштейны-лапки, 5 – колпак, 6 – конусный щит, d – диаметр

Действие вентиляционной насадки основано на эффекте Бернулли – взаимосвязи между давлением и скоростью течения воздушного потока в канале. При ускорении, спровоцированном сужением воздуховода, давление в системе падает, образуя разряжение в трубопроводе.

Принцип работы:

  1. Дефлектор улавливает ветер.
  2. Воздушные массы устремляются в диффузор, разветвляются и провоцируют понижение давления вверху вентканала.
  3. В разряженную пустоту устремляется отработанный воздух из помещения.

При правильном выборе и установке дефлектора на конце вытяжного канала разность давлений возрастает, соответственно, повышается интенсивность воздухообмена.

Классификация ветровых насадок

Несмотря на одинаковое предназначение, вытяжные колпаки различаются между собой. Определяя оптимальную модель устройства, надо оценить:

  • материал изготовления;
  • принцип работы;
  • конструкционные особенности.

Материал изготовления. В производстве используется алюминий, нержавеющая сталь, оцинковка, медь, пластик и керамика.

Оптимальным решением с точки зрения баланса «стоимость/качество» считаются стальные и алюминиевые изделия. Медные дефлекторы используются редко из-за дороговизны.

Пластиковые модели отличаются от собратьев более низкой ценой, многообразием расцветок и форм. Недостатки полимеров: восприимчивость к высоким температурам и ограниченность службы

Симбиоз прочности и декоративности – комбинированные колпаки из металла, покрытые пластиком.

Принцип работы. Различают следующие группы вентиляционных устройств:

  • статичные насадки;
  • ротационные дефлекторы;
  • статичные установки с эжектирующим вентилятором;
  • модели с поворотным корпусом.

К первой группе относятся модели традиционного типа. Статичные дефлекторы отличаются простотой конструкции и возможностью самостоятельной сборки. Клапаны монтируются на вытяжных шахтах квартирных и производственных аэрационных воздуховодов.

Вторая группа (ротационные дефлекторы) снабжены системой вращающихся лопастей. Сложный механизм состоит из активной головки и статичной основы.

Порывы ветра побуждают лопастный барабан к вращению. В процессе работы в устье шахты создается вакуум, препятствующий появлению обратной тяги

Статичный вытяжной дефлектор с эжектирующим вентилятором – современная технология. На торце вентканала установлен неподвижный колпак, непосредственно под ним внутри шахты вмонтирован низконапорный осевой вентилятор.

Устройство стато-ротационной модели: 1 – статичный дефлектор, 2 – вентилятор, 3 – датчик давления, 4 – теплоизолированная колба, 5 – шумопоглощающий вентканал, 6 – дренаж, 7 – фальшпотолок

При нормальных внешних условиях система функционирует, как традиционный статичный дефлектор. По мере снижения ветрового и термического давления срабатывает датчик – в работу включается осевой вентилятор и тяга нормализуется.

Интересная разработка, заслуживающая внимания – дефлектор эжекционного типа с поворотным корпусом. Вращающийся колпак устанавливается над шахтой.

Модель состоит из горизонтальной и вертикальной трубы, которые соединяются между собой шарнирным механизмом. Сверху дефлектора есть перегородка – флюгер.

Горизонтальная труба разворачивается по направлению ветра. Потоки устремляются во внутреннюю часть и создают разряжение – тяга в устье шахты увеличивается

Конструктивные особенности. Модели с одинаковым принципом побуждения естественной вентиляции имеют некоторые отличия в устройстве.

Дефлекторы бывают открытого или закрытого типа, квадратной или круглой формы, с одним колпаком или несколькими конусными зонтами. Характеристики наиболее востребованных и эффективных модификаций описаны ниже.

Типология дымоходных колпаков

«Оголовочный» спектр на рынке внушает уважение разнообразием материала, обилием размеров и пестротой очертаний. Параметров систематизации выделяют несколько – учитывая из чего, как и насколько сложно выполнен объект. Возможность изготовить оголовок на трубу дымохода своими руками также реальна – надо лишь продумать детали и приобрести подходящие заготовки.

Материалы для зонтика-дефлектора

Оголовок можно выбирать из следующих материалов:

  • медь, оловянная бронза;
  • оцинкованная сталь, нержавейка;
  • титаново-цинковый сплав.

Не так давно появились полимерные оголовники, но подобное нововведение себя не оправдало: пластик недостаточно термостоек и к тому же хрупок. Из тонких жестяных листов крышку-навес любой конфигурации мастерить удобнее всего. Неоцинкованный металл придется прокрасить, чтобы не поржавел. Краска понадобится водостойкая, а наносить ее лучше в конце, на уже готовую вещь.

«Лидерами» в плане цены считают желтые металлы и соединения – медь с бронзой. Они не ржавеют почти по полвека, да и кованые предметы из них выглядят импозантнее оголовков дымовых труб серых оттенков. Цинк-титановые модели почти не уступают им в прочности и сроке службы. А вот «демократичные» стальные зонты-дефлекторы-флюгеры владельцам придется сменить через 12-15 лет эксплуатации.

Типы по конструктивным особенностям

Традиционный оголовок-грибок в виде четырехскатного квадрата либо невысокого конуса типа китайской шляпки;

Специалистами приветствуется выбор заводского образчика из группы готовых оголовков на трубы с простым зонтом из нержавеющей стали. Его крыловидный раструб плотно прилегает к вытяжному тоннелю, значительно ускоряя воздухообмен, особенно при сильном ветре. Герметичность таких гладких, обтекаемых устройств не вызывает сомнений, да и дизайн их приятен и радует глаз.

Оцените статью
ЛогикаРемонта
Добавить комментарий