Что значит расклинцовка щебнем

Содержание
  1. Виды
  2. Что такое расклинцовка щебня?
  3. Технология укладки щебня при строительстве и ремонте дорог
  4. Что это такое, суть метода
  5. Основные этапы
  6. Первый этап
  7. Второй этап
  8. Третий этап
  9. Четвертый этап
  10. Расчет кубатуры щебня
  11. Как считать объем щебня
  12. Виды подходящего для работ щебня
  13. Применение черного щебня в дорожном строительстве
  14. Для создания дорожных оснований
  15. Для устройства нижних слоев дорожного покрытия
  16. Для устройства верхних слоев дорожного покрытия
  17. Для поверхностной обработки асфальтированного покрытия
  18. Удаление
  19. Сколько нужно щебня на 1 куб бетона
  20. Что представляет собой расклинцовка щебенки?
  21. Технология расклинцовки щебенки
  22. Расклинцовка: суть технологии
  23. Стоимость расклинцовки
  24. Последовательные этапы расклинцовки
  25. Подготовительная стадия
  26. Основные работы
  27. Трамбовка щебня самоходным катком – наиболее производительный метод уплотнения щебеночного основания

Виды

В строительных работах используются различные виды щебня. Все они делятся на несколько видов:

щебень, производимый из гранитных залежей;


Гранитный 20 40

каменная щебенка или гравийная производится из каменного материала;


Гравийный

известняковый щебень;


Известняковый

щебень вторичной переработки.

Вторичный продукт является наиболее дешевым из-за способа его производства. Его делают из старых кусков отслужившего бетона или асфальта, а также осколков кирпичей.


Вторичный


Насыпь железных дорог

Да и в любом строительстве, где главным аспектом является качество, применяют именно этот вид щебня.

Что такое расклинцовка щебня?

Расклинцовка щебенки представляет собой строительную технологию, направленную на получение горизонтального полотна с максимальной степенью плотности, без пустот и подвижек отдельных фракций. Она используется прежде всего при возведении дорог и покрытий с высокой пропускной способностью, подготовке оснований под высотные здания и промышленные объекты, закладке взлетных полос и изготовлении других ответственных конструкций из ж/б. Качество трамбовки определяет их надежность и долговечность, для выполнения этих работ задействуется специальная техника.

Технология расклинцовки, свойства и характеристики получаемой подушки

Суть метода заключается в заполнении слоя продуктов дробления гранита или гравия с размером частиц от 40 мм и выше более мелкими с целью улучшения его эксплуатационных характеристик. Расклинивание крупнофракционного щебня проводится с помощью дорожных катков или виброплит, число проходов зависит от плотности материала и требуемой степени уплотнения

Этот процесс выполняется поэтапно, на подготовительном особое внимание уделяется грунту, при высоком риске смещения или морозного пучения его застилают геотекстилем. Под будущим слоем засыпается и трамбуется 10 см песка

Основу покрытия составляет щебень фракции 40-70 или 70-120, первый вариант чаще используется в частном строительстве, второй – в дорожном. Объем и размеры зерен для второго подбирают исходя из норм проекта, самые мелкие (5-10 мм) трамбуются последними. Работы ведут до получения ровной и неподвижной поверхности, к обязательным условиям этой технологии относят проверку качества уплотнения и смачивания слоев водой с целью снижения воздействий сил трения. В дорожном строительстве они заканчиваются укладкой асфальта, в частном – засыпкой тонкого слоя песка для защиты от загрязнения.

Получаемая основа характеризуется высокой плотностью, ударопрочностью, устойчивостью к весовым и динамическим нагрузкам, промерзанию и температурным перепадам. К ее однозначным эксплуатационным преимуществам относят независимость от погоды при проведении укладки или ремонта. В правильно выполненном покрытии отсутствуют подвижки, а степень уплотнения достигает максимального значения.

Технология укладки щебня при строительстве и ремонте дорог

Укладке щебеночного слоя предшествуют подготовительные работы, которые проводятся для выравнивания основания будущей работы, укладки дренажного слоя, способствующего отведению излишней влаги, прокладке коммуникаций.

Для этого:

  • срезается поверхностный слой почвы – плодородная почва вывозится, а каменистый грунт используется для обустройства придорожных сооружений;
  • поверхность обнажившегося грунта уплотняется катками или виброплитами;
  • если дорога строится на влажных, плохо дренированных грунтах проводится гидроизоляция – укладывается слой геотекстиля вдоль всей площади будущего дорожного полотна;
  • насыпается песчаная подушка слоем 200-500 мм, которая многократно уплотняется с помощью дорожной строительной техники.

Следующий этап – укладка слоя щебня. Она производится последовательно:

  • Сначала насыпается и разравнивается слой щебня крупной фракции 20-70 мм, на слабых грунтах нижний слой может насыпаться из более крупной фракции 70-120 мм. Уложенный слой щебня может содержать отходы строительного производства: битый кирпич, отходы горнорудного или металлургического производства. Производится уплотнение уложенного слоя многократным прокатываеием дорожными катками массой не менее 6 тонн;
  • На уплотненный слой может укладываться армирующая сетка из полимерного материала;
  • Второй слой щебеночной «подушки» насыпают из щебня фракции 20-40 мм и так же многократно, не менее пяти раз укатывают катком или уплотняют виброплитами. Для предотвращения нагрева щебня вследствие трения и более плотной его укладки поверхность проливают водой. Толщина второго слоя составляет 100-200 мм;
  • Заключительный этап – собственно расклинцовка. Для этого используют самую мелкую фракцию щебня 5-20 мм, которая проникает в имеющиеся щели. Верхний слой делается достаточно тонким – 20-50 мм, с таким расчетом, чтобы мелкая фракция полностью заполнила имеющиеся после уплотнения второго слоя свободные пространства. Для снижения трения и лучшего проникновения мелких зерен щебня его обильно смачивают или обрабатывают органическими смазывающими веществами – жидким битумом или отходами нефтяного производства из расчета 2,5-4 литра на квадратный метр.

Что это такое, суть метода

Дорожное покрытие должно обладать высокой устойчивостью к постоянным значительным нагрузкам. Верхнего слоя из асфальта или бетона недостаточно, чтобы добиться максимальной прочности полотна, которое прослужит долгие годы. Покрытие должно иметь под собой надежное, а главное, неподвижное основание.

Щебень является сыпучим материалом, частицы которого никак не сцепляются друг с другом. Поэтому при нагрузках щебень, из которого обустроена подушка, может разъезжаться или проседать. В результате для получения монолитного основания приходится добавлять в материал вяжущие вещества: битум или цемент, либо приобретать черный щебень. Обычная технология укладки щебня не позволяет исключить пустоты между фракциями. Для решения данных вопросов и была создана технология расклинцовки.

Расклинцовка щебня представляет собой один из способов утрамбовки камней разных размеров в прочный ровный однородный слой. Суть метода заключается в перераспределении щебня таким образом, чтобы между отдельными фракциями не осталось пустот, которые невозможно заполнить материалом одного размера. Именно поэтому размеры зерен должны быть различными.

Мелкие зерна при трамбовке заклинивают средние и крупные, поэтому технологию нередко имеют методом заклинки или расклинки. Таким образом, основание представляет собой большую мозаику. Основание, созданное по технологии расклинцовки, отличает монолитность, упругость, устойчивость к нагрузкам при движении и давлении. Проведение расклинцовки некачественно приведет к потери прочности покрытия. Статические нагрузки приведут к расхождению камней и с большой долей вероятности к разрушению всей конструкции.

Основные этапы

Расклинцовка щебня проводится в несколько этапов. Каждый из них стоит рассмотреть подробнее, чтобы разобраться в особенностях проводимых работ.

Первый этап

Его также называют подготовительным. В этом случае происходит подготовка грунта, на котором планируется возвести здание или устроить дорогу. Поверхность грунта тщательно очищают от мусора и выравнивают, используя необходимые геодезические приборы и инструменты.

В некоторых случаях на подготовительном этапе требуется подготовка котлована. Например, в случае прокладки дорожного полотна этот момент будет обязателен. При этом дно котлована перед засыпкой щебня покрывают геотекстилем – специальным полотном, обеспечивающим защиту от воздействия грунтовых вод.

После того как грунт будет очищен, а необходимые котлованы вырыты, почву засыпают песком, образуя слой толщиной до 20 см.

Второй этап

Когда будет утрамбован песок, строители приступают к укладке щебеночного слоя. Для него берут крупный щебень, размер частиц которого составляет 40-70 мм, иногда он может быть увеличен до 120 мм. Чтобы добиться равномерности образованного слоя, по окончании работ его укатывают специальной техникой.

Третий этап

Чтобы расклинцевать щебень, требуется несколько слоев, каждый из которых будет отличаться размером фракций. Второй щебеночный слой подразумевает использование небольших камней, трамбование которых также осуществляется дорожными катками.

Четвертый этап

Считается последним в расклинцовке щебня, когда строители выкладывают камни мелкой фракции. В результате с помощью такого зерна удается заполнить воздушные пустоты и добиться максимального уплотнения всех слоев. Для достижения необходимого результата после укладки последнего слоя требуется пройти по нему минимум три раза с использованием тяжелой строительной техники.

Когда машинист дорожного катка отметит, что в процессе трамбовки перестали образовываться волны, и была устранена усадка, подвижность камней, он остановит технику. Это означает, что слои щебня уложены и утрамбованы качественно. Расклинцовка заканчивается на данном этапе.

Суть расклинцовки щебня – это возведение надежной и долговечной подушки, способной справиться с высокими нагрузками и предотвратить деформации основания в процессе эксплуатации. Оценить качество уплотнения образованных слоев на глаз не получится. Для проверки надежности проделанной работы обычно используют измерительный прибор.

Принцип работы устройства – динамическое зондирование. Для получения результатов проводят серию ударов по слоям щебенки. Такой подход позволяет определить степень усадки, которую впоследствии сравнивают с существующими нормами. Если усадка входит в пределы установленных параметров или меньше их, работа выполнена хорошо. В противном случае потребуется дополнительная трамбовка щебеночных слоев.

Когда расклинцовка считается законченной, рабочую поверхность последнего слоя засыпают небольшим количеством песка. Особенно важен этот процесс, если затем не планируется бетонирование покрытия.

Расчет кубатуры щебня

Прежде чем приступить к строительным работам, необходимо четко вычислить, сколько нужно того или иного материала. От этого зависит качество возводимых объектов, фундамента или дорожного покрытия

Важно учитывать коэффициент уплотнения щебня после трамбовки. Данный параметр указывается в паспорте производителем или продавцом для каждой партии товара на основании лабораторных замеров

Это нормативное число, определено ГОСТом. Оно указывает, во сколько раз можно уплотнить щебень при трамбовке, т.е. уменьшить его наружный объем. Согласно принятым нормам, коэффициент уплотнения бывает:

  • – Песчано гравийная смесь – 1, 2
  • – Строительный песок – 1,15
  • – Щебень гравийный – 1,1

Наилучшим вариантом приобретения строительных материалов является покупка непосредственно у производителя, без перекупщика посредника. В данном случае вы будете обеспечены правильными видами документов на покупаемый товар.

Как считать объем щебня

В вычислительных работах объема материала учитывают три основных важных фактора:

  • – Коэффициент уплотнения указан в сопроводительных документах на каждый вид.
  • – Удельный вес 1м3 материала. Он обязательно прописан в документах при покупке товара. Удельный вес не зависит от размера фракций, а только от типа минералов.
  • – Площадь возводимой конструкции, ее основание.
  • – Уплотнение зависит от различных показателей и от его основных характеристик.
  • – Средняя плотность составляет 1,4-3 г/см³ (когда высчитывается уплотнение, этот показатель является одним из основных).
  • – Лещадность определяет уровень плоскости материала.
  • – Весь материал проходит сортировку по фракциям.
  • – Устойчивость к морозам.
  • – Уровень радиоактивности. Для всех работ можно использовать щебень 1-го класса, а вот 2-й класс можно применять только для дорожных работ.

Виды подходящего для работ щебня

Требования к щебню для проведения расклинцовки детально прописаны в нескольких документах:

  • ГОСТ 8267-93;
  • ГОСТ 25607-94;
  • ГОСТ 3344-83;
  • СНиП 3.06.03-85.

Щебень для расклинцовки должен не только соответствовать ряду требований, но и быть высокого качества. При выборе вида материала следует учитывать несколько характеристик:

1) Фракция. Для расклинцовки используется материал разных фракций. Зерна крупной фракции являются основными, так как они несут практически всю нагрузку. В соответствии с ГОСТом к основным фракциям относится щебень 40-70 или 70-120 мм. Но на практике используется материал 40-80, 80-120, 70-150 мм. Зерна 70-120 и 80-120 предназначены для строительства трасс с интенсивным движением, аэродромных полос и железных дорог.

Известняковый щебень разных фракций. Фото Грунтовозов

Щебень 40-70 и 40-80 используется для обустройства оснований фундаментов и подушек под дорожными полотнами со средним и малым трафиком. Средние и мелкие камни называются расклинивающими. Материал 20-40 и 10-20 засыпают поверх основного. Самые мелкие фракции (5-10) применяются в конце с целью обеспечения полного заклинивания крупных зерен. В частном строительстве в качестве мелких фракций допускается использование нестандартных фракций 10-15 или 15-20, а также отсева 0-10.

2) Прочность. В соответствии со СНиПом для расклинцовки возможно использовать материал из магматических пород марки не ниже М800 и осадочных от М600. При строительстве дорог I-II категорий и высотных зданий марка должна превышать М1000. Прочность основной фракции должна быть на одну марку выше, чем расклинивающей.

3) Лещадность. Щебень с высоким показателем лещадности плохо утрамбовывается, поэтому не подходит для выполнения расклинцовки. Таким образом, для выполнения работ подходит материал 1-ой (кубовидной) и 2-ой (улучшенной) групп, в которых количество лещадных зерен не превышает 15%. В частном строительстве допускается использование щебня 3-ьй и 4-ой групп, процент лещадных зерен не превышает 35.

Кубовидный щебень уплотняется лучше лещадного. Фото Грунтовозов

4) Морозостойкость. При выборе щебня следует учитывать среднюю температуру самого холодного месяца в году. Например, при температурах от -30 градусов по Цельсию следует выбирать материал с маркой по морозостойкости не менее F100. Данная марка является оптимальным вариантом для различных регионов.

5) Насыпная плотность полезна не при выборе, а при приобретении материала. Показатель позволяет выполнить расчет необходимого количества щебня и помогает узнать, транспорт какой вместимости потребуется для транспортировки сыпучей продукции.

6) Радиоактивность. Для расклинцовки при выполнении определенных условий может использоваться щебень всех четырех классов. Но рекомендуется применять материал 1-го класса, он самый безопасный, подходит для выполнения любых работ.

7) Содержание зерен слабых пород. Чем выше марка щебня по дробимости (прочности), тем меньшее количество слабых зерен содержится в его общей массе. Для расклинцовки рекомендуется использовать материал, в котором количество частиц не превышает 10%.

8) Водопоглощение. Значительному водопоглощению способствует наличие пор, примесей глины и пыли. Поэтому рекомендуется использовать щебень с низкой пористостью, например, гранитный, мраморный.

9) Водостойкость. Для расклинцовки подходит материал марки 1 и 2, потеря массы образцов при испытаниях в которых не превышает 3%. Показатель важен в тех случаях, когда работы проводятся на болотистой местности или на территории с близким к поверхности расположением водоносного горизонта.

Фракции мраморного щебня. Фото Петрович

10) Вид. В результате для расклинцовки подходят несколько видов: амфиболитовый, базальтовый, габбро, гранитный, диоритовый, известняковый, мраморный, серпентинитовый.

Применение черного щебня в дорожном строительстве

Для создания дорожных оснований

Существует два способа устройства дорожных оснований с применением черных щебеночных смесей: «с расклинцовкой» и «без расклинцовки».

Расклинцовка («метод заклинки») — последовательное расклинивание крупных фракций щебня более мелкими. Фракция 20–40 мм расклинивается фракцией 10–20 мм, которая в свою очередь расклинивается фракцией 5–10 мм. Таким образом, получается трех- или четырехслойное разнофракционное основание, при этом в качестве основной может выступать фракция 40–70 мм.

Без расклинцовки производится устройство оснований с использованием смешанной фракции 5–20 мм или 5–40 мм.

Порядок осуществления работ по устройству чернощебеночного основания «с расклинцовкой» следующий:

  1. Обработка подстилающей поверхности вяжущим (жидким битумом или эмульсией) с помощью автогудронатора.
  2. Распределение по поверхности и уплотнение основной фракции черного щебня 20–40 мм.
  3. Распределение по поверхности и уплотнение расклинивающей фракции 10–20 мм.
  4. Распределение по поверхности и уплотнение второй расклинивающей фракции 5(3)–10(15) мм.

В качестве основной, допускается применение фракции 40–70 мм, если толщина слоя более 8 см. В этом случае, первой расклинивающей фракцией будет 20–40 мм, второй — 15–20 мм или 10–20 мм, третьей — 5(3)–10(15) мм.

Распределение черной щебеночной смеси по поверхности осуществляется с помощью самоходного, прицепного, полуприцепного или навесного щебнераспределителя (или обычного асфальтоукладчика).

В случае приготовления черного щебня на месте проведения работ «методом пропитки» (а не доставки готовой смеси в самосвалах), укладывается не готовая чернощебеночная смесь, а обычный щебень. После распределения и уплотнения каждого слоя, следует его обработка вяжущим при помощи самоходного гудронатора. Укладка щебня может осуществляться бульдозером, автогрейдером или щебнераспределителем.

Для устройства нижних слоев дорожного покрытия

Черные щебеночные смеси используются для создания нижнего подстилающего слоя дорожного покрытия при строительстве новой дороги или в качестве нижнего выравнивающего слоя в процессе ремонта дорожного полотна. Для этих целей применяют черный щебень фракции 5–10, 10–20 и 20–40 мм (фракция 40–70 мм не применяется). Типовая толщина чернощебеночного слоя дорожного покрытия составляет от 40 до 80 мм.

Для устройства верхних слоев дорожного покрытия

Одним из основных недостатков присущих черному щебню является его низкая водонепроницаемость. В связи с этим, данный материал практически не используют для устройства верхних слоев дорожного покрытия.

Черный щебень в качестве материала для асфальтирования (как правило, мелкозернистый марки ЩЧР-10) допустимо применять при устройстве покрытий на объектах защищенных от дождя и прямых солнечных лучей. К таким объектам могут относится подземные пешеходные переходы, подземные парковки и автостоянки, закрытые технологические площадки, ангары и др.

Использование черной щебеночной смеси в качестве материала для устройства верхних слоев, допустимо также на дорогах 3-4 технических категорий (например, лесовозных дорог) и для укрепления дорожных обочин.

Для поверхностной обработки асфальтированного покрытия

Мелкозернистый черный щебень фракции 5(3)–10 мм применяется для обработки литых асфальтобетонных покрытий «методом втапливания». Процедура поверхностной обработки является заключительным этапом общего цикла работ по укладке литой асфальтобетонной смеси и осуществляется с целью придания дороге требуемых фрикционных характеристик (шероховатости и заданного коэффициента сцепления).

Технологически процесс поверхностной обработки «методом втапливания» сводится к равномерному распределению по поверхности и запрессовке (втапливанию) черного щебня в уже уложенную литую смесь.

Помимо устройства литых асфальтобетонных покрытий, черный щебень применяется при создании тонких защитных микропокрытий устраиваемых из мелкозернистых смесей с помощью битумощебнераспределителей.

Удаление

Если цементное молочко появляется естественным путем, то его необходимо убрать с поверхности. Чтобы снять нежелательную пленку, можно воспользоваться одним из представленных ниже способов:

Механический способ. Здесь предусматривается использование пескоструйных либо дробильных машин. Данная техника удаления достаточно затратна и сложна в исполнении. Тем не менее использование специального оборудования позволит удалить цементное молочко даже с труднодоступных мест. Механическую чистку можно осуществить посредством использования обычных металлических щеток, однако в данной ситуации потребуется много времени, так как придется вручную обработать каждый участок.

Химическая чистка, которая предусматривает использование специальных растворов, содержащих кислоту. С их помощью можно в максимально короткие сроки удалить нежелательную пленку. Однако негативной стороной данного метода является то, что средство одновременно с удалением налета отрицательно сказывается на самом бетоне. Прибегать к этому способу нужно только в том случае, когда механическая чистка оказалась неэффективной.

Нейтрализовать химический состав, используемый для снятия цементного молочка, можно с помощью концентрированной щелочи. После проведения данных процедур, поверхность обязательно нужно хорошо промыть.

Что такое цементное молочко, смотрите в видео ниже.

Сколько нужно щебня на 1 куб бетона

Сначала определяются, какую марку бетона желают получить, а затем просчитывают сколько нужно щебня на один куб бетона. В специальных таблицах указаны расчетные пропорции воды, цемента, щебня и песка в кубе бетона.

По технологическим рекомендациям приготовления раствора определяют количество щебня, которое следует закладывать в одном кубе бетона. Средняя норма равняется 9 частям, из которых 1 порция – цемент, 3 порции – песок, 5 порций – щебенка. Пропорция выглядит так: 1:3:5.

Весовое значение зависит от фракции и плотности камня. Средняя масса щебня в 1 кубе бетона равна 1400 кг. Чтобы избежать пустот в готовой конструкции, рекомендуют брать сразу несколько фракций, различной лещадности, чтобы камень равномерно распределялся в смеси.

Домашнее приготовление раствора невозможно из-за большого объема и веса в одном кубе бетона. Поэтому даются пропорции на небольшой замес, беря за единицу измерения ведро.

Пропорция такая же 1:3:5. То есть 1 ведро портландцемента, 3 ведра песка, а количество щебня 5 ведер. В домашних условиях кроме крупной фракции 10-20, добавляется некоторое количество гран отсева, улучшающего заполнение ленточных фундаментов.

Для совсем небольших объемов раствора сыпучие компоненты измеряют совковой лопатой в такой же пропорции 1:3:5.

Перед смешиванием компонентов необходимо замерить вес единицы, например, одного ведра наполнителя, чтобы точнее рассчитать пропорцию веса.

Что представляет собой расклинцовка щебенки?

В любых строительных работах требуется сооружение качественной основы. Для надежного фундамента необходимо сделать подушку из щебня, что значительно повысит коэффициент плотности и прочности

Чтобы обеспечить устойчивость к серьезным нагрузкам, важно знать, что такое расклинцовка. Также гравий используется при строительстве автодорожного полотна, взлетных полос, насыпей, мостов. Чем лучше утрамбован щебень, тем качественнее уложится на него асфальтное покрытие или фундаментный раствор

Чем лучше утрамбован щебень, тем качественнее уложится на него асфальтное покрытие или фундаментный раствор.

Главные понятия и технология

Суть заключается в том, что при укладке заполняют образующиеся пустоты путем засыпания фракций нескольких размеров, что придает основанию большую прочность. Процесс производится согласно следующей последовательности действий:

1. Срезают верхний слой почвы, при необходимости роют котлован. Грунт уплотняют, для гидроизоляции дно выкладывают геотекстилем.

2. Обустраивают песчаную подушку для улучшения дренажных свойств. Слой составляет от 20 до 50 см.

3. На первом этапе используют щебень фракции 40-70, реже – 70-120 мм, (что больше применимо для дорожных работ). Посредством утрамбовки специальными механизмами гравий уплотняют. Сверху укладывают сетку или отходы кирпича, бетона.

4. Для следующего подхода требуется материал фракцией 20-40, слой составляет 20 см. Подушку трамбуют с помощью катка или виброплиты не менее 5-6 раз. При этом после каждого действия основание поливают водой, чтобы избежать перегрева при трении зерен.

5. Производят выравнивание согласно заданным параметрам. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм) и укладывают тонким слоем.

6. При использовании трудноуплотняемого щебня его обрабатывают органическим вяжущим веществом с расходом 3-4 л/м2.

7. Окончание утрамбовки определяют по прекращению волны перед воздействием на подушку и отсутствием заметной на глаз осадки и подвижности. Полученное основание засыпают песком, чтобы не допустить загрязнения. Для проверки качества используют специальный прибор, определяющий степень усадки посредством динамического зондирования.

8. В зависимости от требований, предъявляемых к прочности и износостойкости при проведении строительных и дорожных работ, варьируется количество расклинцовок: от одной до трех максимально.

Расценки

В строительстве имеются определенные стандарты расхода гравия. На 1000 м2 основания требуется 15 м3 засыпки щебня 20-40, 10 м3 – 10-20 и столько же самого мелкого камня. Если применяется материал с прочностным показателем менее 600, технологию проводят в один этап. Для нормы расхода существуют свои правила, обусловленные количеством и качеством гравия. При этом, чем больше разбег между крайними цифрами в градации, тем ниже цена:

Размер основной фракции Параметры расклинцовочного материала Расход (м3) на 1000м2 Стоимость 1000 кг гравия, рубли
40-70 20-40 10 4 000 – 6 000
10-20 15 5 000 – 6 000
5-10 10 5 000 – 7 000
70-120 20-40 10 3 000 – 4 000

Технология расклинцовки щебенки

Основная характеристика эффективного дорожного покрытия — высокая восприимчивость к непрекращающимуся прессингу. Чтобы трасса прослужила долго, щебеночная подушка должна быть плотной и упругой.

С этой целью создана специальная технология укладки сыпучего материала, под названием расклинцовка щебня. Подробно об этой методике в статье. Чтобы обеспечить прочность дорожного покрытия, недостаточно верхних слоев из асфальта и железобетона.

Расклинцовка: суть технологии

Необходима хорошая основа. Ее укладывают таким образом, чтобы избежать образование пустот. Обычным способом это сделать нет возможности, так как отдельные частички гравия имеют разную конфигурацию.

Расклинцовка щебня — это процедура, созданная для устранения пустот между отдельными зернышками. Благодаря этой технике, частички укладываются в прочную, ровную подушку.

ГОСТ регулирует, какие фракции щебня подходят для клинцовки гравия другого диаметра.

Стоимость расклинцовки

Основными считают фракции 40—80 и 80— мм. В качестве расклинивающего гравия, разрешают использовать камни диаметром 5—10 или 10—20 мм. Для проведения операции выбирают гравий разного размера. Материал засыпают постепенно, слой за слоем.

Последовательные этапы расклинцовки

Для проведения операции выбирают гравий разного размера. Материал засыпают постепенно, слой за слоем. А саму процедуру расклинцовки основания щебнем проводят в 3 этапа:

  • подготовительный;
  • собственно укладка;
  • проверка.

Для достижения прочности дороги, одной расклинцовки недостаточно. Иногда делают процедуру 2–3 раза. Играют роль требования, которые предъявляют к устойчивости дорожного покрытия.

Подготовительная стадия

Прежде чем утрамбовать разнородные частицы, осуществляют подготовку грунта, на котором предполагается укладка гравия. Верхний слой почвы удаляют, при необходимости роют котлован. Делают уплотнение грунта.

Для предотвращения воздействия влаги на гравий, проводят гидроизоляцию. В этих целях используют специальный материал геотекстиль, который равномерно распределяют по локации будущей дороги.

После гидроизоляции, укладывают песчаную подушку. Ее толщина определяется еще на этапе проектирования дорожного покрытия. Она варьируется от 0,5 до 20 см.

Основные работы

После проведения подготовительных работ, переходят собственно к клинцеванию. Эта стадия самая трудоемкая, поэтому распределяется еще на 3 последовательных этапа.

В самом начале укладывают крупнофракционный гравий. Его диаметр варьируется от 20 до 70 мм. Реже используют большие частицы размером 80–120 мм. Слой щебня утрамбовывают. Сверху наносят бетон или сетку. Иногда используют кирпичные остатки.

Второй этап — укладка камней среднего диаметра. Их размеры составляют от 20 до 40 мм. Для выкладывания необходимо специальное устройство для расклинцовки щебня — виброплита.

Трамбовка щебня самоходным катком – наиболее производительный метод уплотнения щебеночного основания

Каток – высокопроизводительная дорожно-строительная машина, применяемая для уплотнения щебня и других сыпучих материалов. Это оборудование может быть статическим (в этом случае уплотнение происходит только за счет массы самой машины) и вибрационным (когда к массе техники добавляется ударное вибрационное воздействие). Рабочие органы самоходных катков – вальцы. Могут быть гладкими, кулачковыми, в виде решеток, на пневматических шинах.

При уплотнении щебневой прослойки в дорожных одеждах необходимо правильно выбирать массу катка. Слишком тяжелая техника может продавить трамбуемый материал и повредить расположенные ниже слои.

Оцените статью
ЛогикаРемонта
Добавить комментарий